СССР

ЗЕРКАЛО ВРЕМЕНИ

Свобода — это не то, что вам дали. Это — то, что у вас нельзя отнять. Вольтер

Previous Entry Share Next Entry
Немного этнографии
СССР
lauan

#Симон_Джанашиа "#Черкесские_дневники"

г. Краснодар, 6.05.1929 г.
Информатор: ǯarme (собират. ǯarmexe̒r) haǯumareqwe יahméd. Джаримов[темиргоевец, утверждает, что «сын» и «свинья» – qwe], ученик педтехникума, житель аула jeǯerqwéj (Егерукой).
Княжество – pš'əγwé (территория и население, еще больше: власть) Название его аула jeǯerq̩wáj происходит от имени крупного дворянина jeǯerəq̩w плюс формант ij (его). В этой деревне есть квартал, где живет несколько дворов, по фамилии – qwanóqwe, qwané свиной глаз, имя этого квартала увязывается с qwanəqwéj.
Страна – x̒ékw (например, q̩abartéj x̒ékw, adəγ̒é x̒ékw и др.).
«До советизации, когда говорили adəγ̒é, подразумевали нас, темиргоевцев и бжедугов, а не шапсугов. После советизации этот термин получил такое широкое значение», – говорит информатор.
Он думает, что шапсугский говор так же далек от бжедуго-темиргоевского, как и кабардинский.

Афыпсып 11.05.1929 г.
Начали работать с восьми утра. Мой информатор: bž'ās'oיə lʻewstəń hatitəẃəq́w;...
...Информатор говорит, что шапсуги и абадзехи не адыгейцы, их только сейчас так стали называть. Адыгейцами являются только бжедуги. Раньше это было маленькое племя, которое жило в районе vardane (около Сочи) и которое оттуда было изгнано абадзехами. В том районе есть река bž'edú, от нее бжедуги получили свое название. Идолопоклонство они переняли от Грузии. Разводили свиней. Это я слышал от сочинских стариков. Когда #шапсуги изгнали бжедугов с их исконной родины, они пришли на сегодняшнюю территорию перейдя р. Туапсе.
āzγə́ (sic!) Слышал о таком народе, но не знает, где живут, где-то около Кабарды или Ингушетии.

ДЕЛЕНИЕ ШАПСУГОВ
Кланы: 1) nātxwé, 2) neáxw, 3) kwabl'é, 4) s'hap̩éte, 5) s'ewetéxw, 6) γwejé… (как видно, не очень хорошо помнят).
Здесь 7 человек и все единогласно заявляют: бжедуги – другие; они адыгейцы, настоящие #адыги. Шапсуги, #абадзехи, #убыхи – один народ. Сейчас в количественном отношении бжедугов больше всех, вот поэтому и назвали нашу область Адыгея, но если бы нас было больше, тогда назвали бы Шапсугией. Ибрагим спрашивает: «Для шапсугов и абадзехов кто ближе: #бжедуги или #абхазы?» «Абхазы», – отвечают. Я задаю вопрос: «Шапсуги сами себя назвали адыгами?» «Шапсуги – не адыги, – отвечает один и другие с ним соглашаются, – адыги – только бжедуги. Шапсуги – это шапсуги и черкесы».

18.V. 1929. прибыли в аул ǯаmbеčəj.

19 верст от станции Усть-Лабинская (l'аbéр – конец Лабы). Около 230-ти дворов. Большинство жителей этого аула темиргоевцы. Понемножку представлены: abʒax̓, šˠāpsəγ bz'edə́γw. Настоящие адыги – #темиргоевцы, бжедуги и шапсуги – немного отличаются – говорят мне. Информатор рассказывает об одном bаl'еtəqw, который в старину думал объединить все черкесские племена. Он многое сделал в этом направлении но потом ему приписали желание воцариться и убили. Звали его bаzrəqw. И «сын», и «свинья» произносятся как qwе. На мой вопрос отвечает, что в горах жил народ аʒəγ, ubəx̓, mereti΄n (имеретин) (где-то около mereti΄n-ов живут tаwlin-ы. Ему так сказал один, у которого он спросил о личности, мегрелы – это другие); haкúсº-ами мы называем тех шапсугов, которые живут в районе Туапсе. abāʒə; qabartáj; qarašáj (sic!); naγwəj; asetin; ingúš΄; šešén (sic!); qu̩múqw; l'azgi ׳n; как грузин называете? – Грузин! Гурджи не слышали? – мы называем Тифлис kurǯ ׳e...


ШАПСУГСКИЙ РАЙОН 23.05.1929г.
В Туапсе я приехал 23 мая 29 г., вечером, в 7 ч. 30 минут со станции Дондуковская (15 верст от Хакуринохабля). На станцию, несмотря на мои возражения, меня проводили Ибрагим, Батырбий Куиж – мой хозяин, и его друг l'uh bərsər...
.... Сам аул agwə́j оставляет очень приятное впечатление: он расположен в ущелье, по обеим сторонам оврага. Ухоженные дворы, сады, орешники, ореховые деревья, черешня, виноград. Вокруг все в зелени.
nepséw jabarə́qw, hanə́s'ºəqw, 91-года. Родился на берегу реки dafán, у прибрежья Черного моря. Там же река š′āpsəxwa («три реки», состоящая из трех рек. На карте 42 года см. г. Сапсуха). Оттуда выселились в 1860 году. Руководителем выселяющей группы был граф Самароков. Это было в конце сентября. Кукуруза уже была собрана. Он пересек перевал š′āpsəqwétx (š′āpsə ׳ – река, гора – š′āpsəqw). Зиму провел в Краснодаре. В 1862 году пришел в ǯwbγw. Истории мухаджирства. 7 лет на морском берегу валялись человеческие кости. Из мужской бороды и женских волос вороны гнезда свивали. 7 лет море швыряло на берег человеческие черепа как арбузы. Врагу не пожелаю увидеть того, что видел я. Абадзехи – наши, бжедуги, темиргоевцы – другие. Абадза, абадзехи, шапсуги – едины. Земля абадзехов простиралась от s'hagwāš′ə́ до реки pseqẃps. Ниже горного склона s'hagwāš′ə главного хребта жили kemgwəj; ниже них bz'edə́γw. Эти последние жили до afə́ps-a. река Тенгинка = š′āpsəqwе! Ср. š′āpsəхwа. Шапсуги вместе с абадзехами составляли 2 ½ миллиона. Я знаю одну семью, в которой было 33 души, пять невесток. Князей у вас сейчас уже нет? – спрашивает меня старик. Не жалко их вам? У нас никогда не было князей.
натухаец – natxwáǯ' (sic!)
Старик категорически заявляет: наше единственное имя š′āpsəγ, adəγ̒e у нас не
было.

По этому поводу Юнус Бжассо делает ему замечание. Потом старик говорит, что adəγ̒e – общее имя
anapa – турецкое название, раньше называлась buγwx̒r = qalé – говорит
cəméz – Новороссийск
xul‘žíj (xulʻə – пристань, žíj –маленькая) – Геленджик
cºepsə́n – Цвапсин (р. Улапка)
neg'epsəxwé (neg' é – песок) – р. Негепсухо
p. tə́w – р. Ту
p. nəbəγw – (nebeγw?)
p. agwə́j
p. tqwáps (sic!), несколько раз спрашиваю старика, подтверждает мое произношение.
Это – говорит он – две реки
p. dederəqwáj
p. s'epsə ׳, ср. supsa
p. šəẃqw («сын всадника»)
p. maq̩wəpsə́ – Макопсе
p. mežºəγwə ׳ps (mežºe – камень; γwe – нора) – р. Неожиданная
p. āš′é – р. Аше
сын – qwe так говорит старик
свинья – xwe
«По-адыгейски так получается, по-шапсугски они не знают». (стр.) – так сказал старик, когда я заметил, что темиргоевцы эти слова не различают.


?

Log in

No account? Create an account